>>>
logo

Завьяловская земля полна сказаниями и преданиями.

Легенда о Дэри Эбек – вымысел, но он имеет вполне научный подход.

Село Завьялово можно считать уникальным. Двое известных учёных – этнографов Г. Е. Верещагин и Д. К. Зеленин изучали культуру удмуртов и отразили это в своих трудах.

Дмитрий Константинович Зеленин (1878-1954) – великий ученый-этнограф и фольклорист, диалектолог, уроженец с. Люк. Дмитрий Константинович был членом Сказочной Комиссии Императорского Русского Географического общества. В советское время – профессор Этнографического отделения Географического факультета Ленинградского государственного университета. Две его книги – “Великие сказки Пермской губернии” и “Великорусские сказки Вятской губернии” входят в золотой фонд отечественной фольклористики. В последний входят сказки Глазовского уезда и вотяцкие сказки. В сборник “Сказки Пермской Губернии” входит сказка Е.С. Савруллина “Лягушка и Ипат”, которая по своему содержанию имеет прямые параллели со сказкой А.Н. Афанасьева “Царевна – Лягушка”.

Григорий Егорович (Георгиевич) Верещагин (1851-1930 гг.) – российский и советский писатель, просветитель и этнограф, священнослужитель. Григорий Егорович занимался изучением жизни и быта удмуртского и русского населения Удмуртии. На собственные средства проводил экспедиции, занимался сбором, исследованием и публикацией материалов по истории, обычаям, традициям, верованиям, религиозным обрядам и художественной культуре (песням, легендам, преданиям, сказкам, загадкам, пословицам и поговоркам). Материалы экспедиций были использованы им в монографиях «Вотяки Сосновского края» и «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии», вышедших в серии «Записки Императорского русского географического общества» в Санкт-Петербурге в 1886 и 1889 гг. Обе монографии отмечены серебряными медалями Императорского Русского Географического общества. Их автор в декабре 1888 г. был избран в члены-сотрудники этого общества. В основу книги «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии», по собственному признанию автора, легли материалы, собранные им в 1887 году в Завьяловской волости Сарапульского уезда. Именно здесь Г.Е. Верещагиным было описано предание о возникновении села Завьялово, записанное со слов Андрея Козьмина и других.

Этому преданию, должно быть, уже более 350 лет. Его много раз пересказывали, переделывали и обрабатывали. Самая близкая к оригиналу версия – это легенда о Завьялово в обработке Марией Дмитриевной Ишматовой (1937 г.р.), удмуртского филолога, Заслуженного работника народного образования, УР, Почетного гражданина Завьяловского района. Вот как она звучит: “С западной стороны шёл русский батыр Завьял. Дошёл он до реки Позимь, встретился с удмуртскими батырами Ондрой и Кайваном, стали жить вместе. Завьял-батыр однажды встретил девушку, хотел жениться на ней. Но удмуртские батыры сказали: давайте бросим жребий и будем стрелять из лука. У кого стрела упадёт дальше всех – тот и женится на девушке. У Завьял-батыра стрела упала дальше всех (там, где сейчас расположен посёлок геологоразведчиков), поэтому поселение стали называть Завьялово.” Именно в такой обработке предание стало официальной легендой происхождения села. Она же послужила первоисточником при создании герба (логотипа) с. Завьялово. Историческое событие со временем превратилось в легенду, сказку. А более всех других к истории села подходит сказка “Лягушка и Ипат” из сборника Д. К. Зеленина “Сказки Пермской Губернии”. Можно было бы продолжить официальную легенду абсолютно не навредив ей, даже несколько украсив её, следующим образом:

“…Стрела Завьяла упала дальше всех. Так и остался он жить с прекрасной девушкой. На том месте, откуда он стрелял, Завьял построил дом. Стали приходить люди, строить дома рядом. Сначала была маленькая деревушка, а потом она разрослась – и стала большим селом. Так и назвали село в честь его основателя – Завьялово.

А стрелу, что упала в болото, подобрала лягушка. Лягушка эта не простая – она хранит и бережёт село Завьялово от всех бед и невзгод. Пока стрела у неё – будет Завьялово расти и процветать. Зовут эту лягушку Дэри Эбек, что значит Завьяловская Лягушка. Ведь самое первое название нашего села – Дэри. Так называли эти места до прихода Завьяла удмурты. Один раз в год, в августе во время полнолуния, Дэри Эбек превращается в девушку и обходит свои владения. Тот, кто угостит Дэри Эбек, весь год будет жить в счастье и достатке. В этот день, говорят, надо угощать всех девочек, девушек и женщин: кто знает, в каком облике явится Дэри Эбек?”

Создание нового персонажа привлекает внимание, как к самой легенде, к истории появления и развития села.